Замечали, что после спектаклей про войну в гардеробе бывает особенно тихо? В эту тишину вписана память о тех, кто ушёл, о ком напомнил спектакль. И если мы всё ещё помним, значит, остаёмся живыми — не только телом, но и совестью. На День Победы идите в театр. Мы выбрали такие спектакли, где на сценах оживают истории, полные мужества и любви, рассказывающие о том, что пережили люди на фронте и в тылу. Эти постановки — дань памяти, которую нужно передать будущим поколениям.
5 мая, 19:00
Театр «Открытое пространство»
Спектакль «Девочки», 12+
Спектакль по прозе Бориса Васильева.
Май 1942 года. Немцы временно затихли, и солдаты на забытом разъезде маются от безделья, как в перегретой бане. Из уцелевших зданий — всего дюжина дворов, пожарный сарай и каменный пакгауз начала века. Старшина Васков — человек уставной, с категорическим отвращением к спиртному и особым мнением о женском полу — требует командовать трезво и строго. Прислали зенитчиц. Девчонок. Тех самых, о которых Борис Васильев писал не как о героях — как о людях. Живых, уязвимых, влюблённых, храбрых.
Спектакль «Девочки» соткан сразу из трёх его произведений — «А зори здесь тихие...», «Завтра была война» и «Аты-баты, шли солдаты». Это не просто военная драма, это хроника взросления под звуки канонады, это память, прошедшая через поколения. Сцена здесь — как разъезд, на котором остановилось время. А зрители — пассажиры, которым выпала возможность услышать тех, кто уже ушёл.
Театр «Открытое пространство»
Спектакль «Девочки», 12+
Спектакль по прозе Бориса Васильева.
Май 1942 года. Немцы временно затихли, и солдаты на забытом разъезде маются от безделья, как в перегретой бане. Из уцелевших зданий — всего дюжина дворов, пожарный сарай и каменный пакгауз начала века. Старшина Васков — человек уставной, с категорическим отвращением к спиртному и особым мнением о женском полу — требует командовать трезво и строго. Прислали зенитчиц. Девчонок. Тех самых, о которых Борис Васильев писал не как о героях — как о людях. Живых, уязвимых, влюблённых, храбрых.
Спектакль «Девочки» соткан сразу из трёх его произведений — «А зори здесь тихие...», «Завтра была война» и «Аты-баты, шли солдаты». Это не просто военная драма, это хроника взросления под звуки канонады, это память, прошедшая через поколения. Сцена здесь — как разъезд, на котором остановилось время. А зрители — пассажиры, которым выпала возможность услышать тех, кто уже ушёл.
9 мая, 19:00
Мариинский театр
Опера «Зори здесь тихие», 6+
Свою последнюю оперу Молчанов написал по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» — пронзительному рассказу о молодых зенитчицах, принявших бой. Композитор, тонко чувствующий природу музыкального театра, при этом не отказывается от своей песенной интонации. Напротив — насыщает оперу приёмами, пришедшими из других искусств. Он использует монтаж, как в кино: сцены из прошлого героинь врываются в основное действие, нарушая хронологию, но усиливая драму.
Музыка Молчанова говорит просто, скупыми, но точными средствами. Оркестр не заглушает голос, а подсказывает чувства. Открывающий «трубный» лейтмотив потом прозвучит снова — в песне Риты Осяниной «Нас не надо жалеть!» на стихи Семёна Гудзенко. Этот эпизод звучит как прямое обращение ко всем нам.
Пролог и эпилог возвращают в настоящее — мирное и тихое.
Опера получила положительные отзывы за эмоциональную глубину и музыкальное сопровождение. Зрители отмечают трогательные сцены и выразительное исполнение, особенно выделяя моменты с участием героинь и старшины Васкова. Музыкальное оформление, включая использование стихов и народных мотивов, усиливает впечатление от спектакля.
Мариинский театр
Опера «Зори здесь тихие», 6+
Свою последнюю оперу Молчанов написал по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» — пронзительному рассказу о молодых зенитчицах, принявших бой. Композитор, тонко чувствующий природу музыкального театра, при этом не отказывается от своей песенной интонации. Напротив — насыщает оперу приёмами, пришедшими из других искусств. Он использует монтаж, как в кино: сцены из прошлого героинь врываются в основное действие, нарушая хронологию, но усиливая драму.
Музыка Молчанова говорит просто, скупыми, но точными средствами. Оркестр не заглушает голос, а подсказывает чувства. Открывающий «трубный» лейтмотив потом прозвучит снова — в песне Риты Осяниной «Нас не надо жалеть!» на стихи Семёна Гудзенко. Этот эпизод звучит как прямое обращение ко всем нам.
Пролог и эпилог возвращают в настоящее — мирное и тихое.
Опера получила положительные отзывы за эмоциональную глубину и музыкальное сопровождение. Зрители отмечают трогательные сцены и выразительное исполнение, особенно выделяя моменты с участием героинь и старшины Васкова. Музыкальное оформление, включая использование стихов и народных мотивов, усиливает впечатление от спектакля.
9 мая, 19:00
Театр Поколений
«67/871», 16+
В основе постановки — 67 свидетельств, собранных по следам 871 дня блокады. Эти материалы стали фундаментом пьесы Елены Греминой, в которой нет чёрного и белого: зрителю открывается трагедия не только глазами осаждённых, но и глазами тех, кто осаждал. Пьеса показывает, как голод, страх и пропаганда лишают человека человеческого, стирая границы между «своими» и «чужими».
«67/871» — это спектакль, в котором граница между сценой и залом стирается: в какой-то момент зрители буквально встают на одну сцену с актёрами. Это не просто эффект, а осознанное включение в пространство воспоминаний, где каждое слово звучит от первого лица.
Театр Поколений
«67/871», 16+
В основе постановки — 67 свидетельств, собранных по следам 871 дня блокады. Эти материалы стали фундаментом пьесы Елены Греминой, в которой нет чёрного и белого: зрителю открывается трагедия не только глазами осаждённых, но и глазами тех, кто осаждал. Пьеса показывает, как голод, страх и пропаганда лишают человека человеческого, стирая границы между «своими» и «чужими».
«67/871» — это спектакль, в котором граница между сценой и залом стирается: в какой-то момент зрители буквально встают на одну сцену с актёрами. Это не просто эффект, а осознанное включение в пространство воспоминаний, где каждое слово звучит от первого лица.
10 мая, 18:00
Молодёжный театр на Фонтанке
«Оружие сердец», 16+
Постановка Юрия Цуркану по сценарию Андрея Платонова «Семья Иванова» исследует судьбы людей в сложное время 1920-х – 40х. Спектакль отличается монохромной сценографией, народными песнями и хореографическими элементами, создающими нужную атмосферу. Сюжет лучше всего известен читателям под названием «Возвращение».
Зрители отмечают великолепную игру актёров и постановку, а единственное, за что ругают постановку – тяжелое настроение и мрачное послевкусие. Моральные дилеммы и сложные отношения в условиях той эпохи – не самая лёгкая для восприятия тема. Однако, раз есть, о чём подумать, значит, сходите на спектакль точно не зря.
Молодёжный театр на Фонтанке
«Оружие сердец», 16+
Постановка Юрия Цуркану по сценарию Андрея Платонова «Семья Иванова» исследует судьбы людей в сложное время 1920-х – 40х. Спектакль отличается монохромной сценографией, народными песнями и хореографическими элементами, создающими нужную атмосферу. Сюжет лучше всего известен читателям под названием «Возвращение».
Зрители отмечают великолепную игру актёров и постановку, а единственное, за что ругают постановку – тяжелое настроение и мрачное послевкусие. Моральные дилеммы и сложные отношения в условиях той эпохи – не самая лёгкая для восприятия тема. Однако, раз есть, о чём подумать, значит, сходите на спектакль точно не зря.
10 мая, 18:00
Театр «Приют Комедианта»
«Варшавская мелодия» , 16+
Спектакль получил высокие оценки за трогательную историю любви и сильную актёрскую игру. Герои «Варшавской мелодии» — Виктор и Гелена — случайно встретились после войны. Он — прошедший войну солдат, а ныне студент и будущий винодел, она — тоже студентка, но консерватории, польская певица и будущая знаменитость. Зрители отмечают, что постановка вызывает глубокие эмоции, заставляя задуматься о судьбах людей в условиях политических и социальных изменений. Особо выделяют минималистичные декорации и музыкальное сопровождение, которые усиливают впечатление от спектакля. Спектакль достойный, так что если сможете найти на него билетик – идите смело.
Театр «Приют Комедианта»
«Варшавская мелодия» , 16+
Спектакль получил высокие оценки за трогательную историю любви и сильную актёрскую игру. Герои «Варшавской мелодии» — Виктор и Гелена — случайно встретились после войны. Он — прошедший войну солдат, а ныне студент и будущий винодел, она — тоже студентка, но консерватории, польская певица и будущая знаменитость. Зрители отмечают, что постановка вызывает глубокие эмоции, заставляя задуматься о судьбах людей в условиях политических и социальных изменений. Особо выделяют минималистичные декорации и музыкальное сопровождение, которые усиливают впечатление от спектакля. Спектакль достойный, так что если сможете найти на него билетик – идите смело.
Фото обложки: Kandinsky