Главное на неделю в Петербурге

Концерты недели: 23-29 июня

Концерты
Мы не из тех, кто станет отговаривать вас от похода на Стаса Михайлова — у него, кстати, два концерта на следующей неделе, внушительная заявка на любовь. Или, скажем, от желания выкупить ложу на шоу Леонида Агутина за 700 000 рублей — в конце концов, белые ночи располагают к финансовому безрассудству. Владимир Кузьмин в Jagger тоже подойдёт, если хочется чего-то доброго, понятного, как в юности под магнитофон в родительской квартире.

Но мы здесь по другую сторону баррикад. Мы — за музыку, которая звучит не в каждом автомобиле, не крутится в фитнес-клубах и не собирает стадионы. Вот наша подборка концертов следующей недели — для тех, кто ищет странного, камерного, редкого и незабываемого.

Сквозь поэзию — к Петербургу

23 июня, Freedom | 12+

Если вы тоскуете по временам, когда слово «творческий вечер» звучало с лёгким налётом благородства, а не вечеринки у поэта в сторис, то вам — к Наталье Сыроватской. Поэт, художник и, как видно из афиши, человек, искренне верящий в красоту окружающего мира, Сыроватская прочтёт стихи о временах года, чувствах, Петербурге и, кажется, надежде — вечной, нестареющей, весенней.

Это вечер для тех, кто по-прежнему умеет вслушиваться. А также для тех, кто понимает, что поэзия — это не когда «чувак читает с листочка», а когда ты вдруг ловишь себя на мысли, что внутри тебя кто-то очень тихо заплакал. Да и рисунки к стихам — редкий жанр, почти из вымерших. Как раз то, что нужно в томный летний вечер.

Скрипка и Телеман: один на один с эпохой

24 июня, Дом Радио | 16+

Один скрипач. Двенадцать фантазий. И никакой поддержки — ни ансамбля, ни компьютера, ни симфонического маховика. Только Роберт Брем (солист musicAeterna) и Георг Филипп Телеман, забытый герой барокко, который в XVIII веке был известнее Баха. Его «12 фантазий для скрипки соло» — произведения виртуозные, поэтичные, танцевальные, требующие от слушателя не столько знаний, сколько готовности слушать долго и внимательно.

Это не просто концерт, а почти медитация. Или, если угодно, звуковая археология. Вы не просто слушаете музыку — вы как будто оказываетесь в комнате, где двести лет назад кто-то играет для себя. Если вы хотя бы раз думали: «мне бы что-нибудь без слов, но чтобы тронуло», — это ваш вечер.

Среда, дроун и визуальный трип

25 июня, Центр Курёхина | 16+

Если бы Линч родился в Петербурге, он бы наверняка зашёл на одну из «Гудельных сред» в Центре имени Курёхина. Тут Bjorny, тут «Скамеечные ренджеры» (группы с такими названиями либо прекрасны, либо странны — тут и то, и другое), а также видеоинсталляции от Den Pat. Саунд — на стыке дроун-амбиента, психогеографии и эстетики заводского цеха, в который случайно зашла звуковая волна.

Это не про музыку, а про состояние: вы входите в зал, всюду звук, свет уходит в сторону, и вот вы уже не в середине недели, а где-то между циклами снов. Не все выдерживают до конца — и это не метафора. Но если вы останетесь, то почувствуете то, ради чего и придумали арт-центры: музыку, которой нет жанра, но есть пространство.

Танцы под звёздами: диско, джаз и ретрофутуризм

26 июня, Roof Place | 12+

Именно так должен выглядеть городской летний фестиваль: панорамная крыша, вид на Финский залив, белая ночь и Kim & Buran, у которых каждый трек звучит, как саундтрек к советской фантастике, которую никогда не сняли. Добавьте сюда балкано-диско от Андромедыча (да, это его сценическое имя), джаз и соул в исполнении Данилы Прокопьева и Регины Каргиной, а также жаркие кубинские барабаны от Juan Horlendis Band — и у вас получится коктейль, после которого не нужен отпуск.

Это вечер, где танцуют даже те, кто обычно просто «постою с пивом». Музыка, под которую легко смеяться, обниматься, вспоминать, забывать. В программе обещаны ещё и стендап, и живые перкуссии, но главное — это ощущение, что жизнь как-то особенно мягко прижалась к вам спиной и шепчет: «Ну давай уже — отдыхай».

Танго, свечи и Вивальди в парадных залах

27 июня, Дом учёных им. М. Горького | 6+

Вам покажут залы, где всё дышит великокняжеской роскошью, а потом под высокими потолками зазвучит Вивальди. Потом — Пьяццолла. Потом — Штраус. Потом — танго, от которого у Аль Пачино в «Запахе женщины» прослезился глаз. А если вы купите билет с экскурсией, то вас ещё и проведут по залам, в которых кажется, что за углом стоит рояль и на него вот-вот кто-то положит перчатки.

Музыка тут — мост между эпохами: австрийский вальс и аргентинское танго, саундтреки и барокко, свечи и купола. Это вечер, где можно прийти с бабушкой, а уйти с ощущением, что вы оба услышали нечто очень личное.

Хоровая мистерия с привидениями

28 июня, Особняк Серебрякова | 12+

Вы заходите в старинный особняк. Мрак, свечи, шепот, зеркала. А потом из темноты возникает хор Festino — не просто коллектив, а лауреаты полмира. Они будут петь в разных залах, а вы будете идти сквозь историю, слушать барочную полифонию, современный авангард и смотреть, как в зеркале позади вдруг мелькнуло лицо — или показалось?

Это не концерт, а спектакль без сцены. Погружение, при котором запрещено хлопать, — да и зачем? Лучше просто побыть в этом странном пространстве, где музыка живёт как дух в стенах. Берите с собой человека, с которым не страшно молчать.

Электронный концерт в католическом храме

28 июня, католическая церковь на Минеральной улице| 18+

«DOME»: первый концерт серии P.S.P., посвящённой неоклассике и эмбиенту. Трое артистов — Александр Белков, Alexandra Soko и проект Oranienbaum — выступят в пространстве, где сама акустика работает на музыку: без ритма, с дыханием зала, с вибрацией в теле. В программе — дроун, неоклассика, IDM, этнические инструменты и аудиовизуальный перформанс. Всё это — в вечернем свете и под сводами храма.

Финал: четыре часа органа и ни одной ноты зря

29 июня, Лютеранская церковь Святой Екатерины | 6+

Закрытие K-Fest — это марафон. Почти четырёхчасовой концерт органной музыки от лучших органистов Петербурга. От Баха до XX века, от торжественных токкат до почти кинематографичных пассажей. Не спрашивайте, почему это называется «ночь органной музыки», если начало в 16:00 — мы думаем, что это просто красивая метафора. А может, намекают: ночь наступит внутри вас.

Орган — инструмент, у которого нет конкурентов. Он может звучать как гроза, как молитва, как вечность. В этом концерте каждый исполнитель выбрал свои любимые произведения. Это значит, вы услышите только то, что действительно любят сами музыканты — редкий случай, когда программа рождается из внутренней страсти, а не из условностей.

Если вы не уверены, нужно ли вам идти на концерт, где в описании упоминаются слова «дроун», «фантазия» или «шёпот эпох», — это знак, что идти нужно. Петербург снова подкидывает шанс услышать музыку, которую не услышишь больше нигде.
Фото обложки: Балтфото