Мода на путешествия по России породила жанр «архитектурная тоска»: это когда ты стоишь на холодной платформе с кофе из автомата и думаешь, как хорошо было бы оказаться в другом времени — с бархатной обивкой, позолоченными билетёрами и обязательным стихотворением от Игоря Северянина по пути в Гатчину. Мы собрали три вокзала, в которых до сих пор живёт царская эпоха. Ну, или её привидения. Не благодарите.
Витебский вокзал. Петербургский модерн с серебряной душой
Тот случай, когда вокзал — это не просто транспортная артерия, а откровение. Витебский (он же когда-то Царскосельский) — не вокзал, а городская легенда. Его строили не просто как станцию, а как рекламу всей железнодорожной компании. И реклама удалась: с 1904 года он выглядит как открытка из мира, где даже механические багажные транспортеры были изящнее, чем большинство современных музеев.
Внешним видом заведовал архитектор Станислав Бржозовский — тот самый, что позже подарил Москве Рижский вокзал. Интерьеры оформлял Сима Минаш, человек, знавший толк в модерне и фарфоровых унитазах. Здесь было всё: лифты для инвалидов, буфеты с устрицами, рестораны с поэтами. Второй этаж работал как салон Серебряного века: пообедать с Гумилевым? Легко. Услышать, как Северянин читает меню как поэму? Пожалуйста.
И, что особенно трогательно, вокзал пережил всё — революцию, войну, печеньки девяностых — и остался самим собой. Сегодня его росписи и лепнину можно не только увидеть, но и потрогать (но лучше не надо). А ещё даже в самый жаркий день тут можно замёрзнуть. Так что если вы сюда надолго, возьмите хотя бы флисовый плед.
Готика под электричку: вокзал в Новом Петергофе
Если бы в России снимали Гарри Поттера, поезд в Хогвартс отходил бы отсюда. Построенный в 1857 году архитектором Николаем Бенуа, вокзал в Петергофе — единственный пример настоящей неоготики в отечественной железнодорожной архитектуре. Говорят, вдохновением послужил итальянский собор в Орвието, а может — Линкольнский собор. В любом случае, вдохновение точно было, и его было много.
До революции здесь не просто отправляли поезда, но устраивали званые вечера и балы — по сути, это был ночной клуб при рельсах для очень узкой и очень привилегированной публики. Сегодня роскошное здание отреставрировано, но закрыто: попасть внутрь нельзя, приходится любоваться лишь из окна электрички.
Царский павильон в Пушкине: вокзал, которого почти нет
Нет, вы не можете туда доехать. Даже если очень захотите. Царский павильон в Пушкине — это архитектурный фантом, построенный специально для Николая II и его свиты. Монаршая остановка с собственной веткой, куда больше не ведут рельсы. Ирония в том, что сегодня этот вокзал — самый «инстаграммный», хотя ни один поезд туда не придёт.
Изначально деревянный, в 1911 году он был перестроен в стиле неорусской сказки архитектором Владимиром Покровским, с росписями по мотивам дворца в Коломенском. Некоторые приписывают их Ивану Билибину — возможно, от желания добавить ещё немного сказочности в и без того невероятную историю.
Сейчас он заброшен. Но каким-то чудом стоит, хотя и осыпается. Обещают реставрацию, но не торопятся: может, ждут, когда окончательно всё развалится?
Варшавский вокзал и как из вокзала сделать фудкорт
Он был хорош. Один из первых вокзалов России, построенный в 1853 году. С арками, стеклом, симметрией и маршрутом на Гатчину. Теперь — развлекательный центр с фудмоллом. Что ж, эпоха требует жертв, и если эта жертва — архитектура, мы уже умеем делать вид, что всё в порядке. Вообще-то, здесь собирались делать музей современного искусства, но что-то пошло не так. Зато здесь можно поесть: не особенно уютно, зато большущая парковка рядом.
Хорошая новость: рядом — Музей железных дорог России, настоящий, с паровозами, бронепоездами и магией инженерной мысли. Так что если захотите прочувствовать былое величие — идите туда. Тут найдётся и поворотный круг, и поезда всех эпох, и вдохновение для фотосессий.
Фото обложки: Шедеврум
Витебский вокзал. Петербургский модерн с серебряной душой
Тот случай, когда вокзал — это не просто транспортная артерия, а откровение. Витебский (он же когда-то Царскосельский) — не вокзал, а городская легенда. Его строили не просто как станцию, а как рекламу всей железнодорожной компании. И реклама удалась: с 1904 года он выглядит как открытка из мира, где даже механические багажные транспортеры были изящнее, чем большинство современных музеев.
Внешним видом заведовал архитектор Станислав Бржозовский — тот самый, что позже подарил Москве Рижский вокзал. Интерьеры оформлял Сима Минаш, человек, знавший толк в модерне и фарфоровых унитазах. Здесь было всё: лифты для инвалидов, буфеты с устрицами, рестораны с поэтами. Второй этаж работал как салон Серебряного века: пообедать с Гумилевым? Легко. Услышать, как Северянин читает меню как поэму? Пожалуйста.
И, что особенно трогательно, вокзал пережил всё — революцию, войну, печеньки девяностых — и остался самим собой. Сегодня его росписи и лепнину можно не только увидеть, но и потрогать (но лучше не надо). А ещё даже в самый жаркий день тут можно замёрзнуть. Так что если вы сюда надолго, возьмите хотя бы флисовый плед.
Готика под электричку: вокзал в Новом Петергофе
Если бы в России снимали Гарри Поттера, поезд в Хогвартс отходил бы отсюда. Построенный в 1857 году архитектором Николаем Бенуа, вокзал в Петергофе — единственный пример настоящей неоготики в отечественной железнодорожной архитектуре. Говорят, вдохновением послужил итальянский собор в Орвието, а может — Линкольнский собор. В любом случае, вдохновение точно было, и его было много.
До революции здесь не просто отправляли поезда, но устраивали званые вечера и балы — по сути, это был ночной клуб при рельсах для очень узкой и очень привилегированной публики. Сегодня роскошное здание отреставрировано, но закрыто: попасть внутрь нельзя, приходится любоваться лишь из окна электрички.
Царский павильон в Пушкине: вокзал, которого почти нет
Нет, вы не можете туда доехать. Даже если очень захотите. Царский павильон в Пушкине — это архитектурный фантом, построенный специально для Николая II и его свиты. Монаршая остановка с собственной веткой, куда больше не ведут рельсы. Ирония в том, что сегодня этот вокзал — самый «инстаграммный», хотя ни один поезд туда не придёт.
Изначально деревянный, в 1911 году он был перестроен в стиле неорусской сказки архитектором Владимиром Покровским, с росписями по мотивам дворца в Коломенском. Некоторые приписывают их Ивану Билибину — возможно, от желания добавить ещё немного сказочности в и без того невероятную историю.
Сейчас он заброшен. Но каким-то чудом стоит, хотя и осыпается. Обещают реставрацию, но не торопятся: может, ждут, когда окончательно всё развалится?
Варшавский вокзал и как из вокзала сделать фудкорт
Он был хорош. Один из первых вокзалов России, построенный в 1853 году. С арками, стеклом, симметрией и маршрутом на Гатчину. Теперь — развлекательный центр с фудмоллом. Что ж, эпоха требует жертв, и если эта жертва — архитектура, мы уже умеем делать вид, что всё в порядке. Вообще-то, здесь собирались делать музей современного искусства, но что-то пошло не так. Зато здесь можно поесть: не особенно уютно, зато большущая парковка рядом.
Хорошая новость: рядом — Музей железных дорог России, настоящий, с паровозами, бронепоездами и магией инженерной мысли. Так что если захотите прочувствовать былое величие — идите туда. Тут найдётся и поворотный круг, и поезда всех эпох, и вдохновение для фотосессий.
Фото обложки: Шедеврум