Кино в Петербурге

Идём в кино: ретроспектива про войну

Мы посмотрели, какие фильмы о Великой Отечественной будут показывать в кинотеатрах города в конце апреля-начале мая, и рассказываем. В основном, это фильмы, рассказывающие о войне без романтического флёра. Сразу предупредим: на некоторых фильмах рейтинг стоит довольно низкий, но пожалуйста, посмотрите хотя бы трейлеры самостоятельно прежде, чем пойдёте в кино вместе со своим подростком. И да, в основном, это фильмы, которые нужно смотреть в такой компании, в которой нестыдно плакать. Мы уверены: посмотреть это кино на большом экране стоит. Как и напомнить главную присказку наших бабушек на 9 Мая: лишь бы не было войны.

Иваново детство (1962)

  • Режиссёр: Андрей Тарковский
  • 12+

«Иваново детство» — это один из самых сильных и трагичных фильмов Андрея Тарковского. Он погружает зрителя в мир детской невинности, разрушенной войной. В центре истории — мальчик Иван, который стал разведчиком в годы Великой Отечественной войны. В фильме мастерски соединены мрачные, но глубокие изображения войны и внутренний мир ребенка, на который навсегда изменился.

Тарковский, как всегда, уделяет внимание деталям: пейзажам, музыке, каждому кадру, что позволяет смотреть фильм как произведение искусства. Однако не всем зрителям будет привычен медленный темп фильма и философские размышления, иногда уходящие в абстракцию. Этот

Иди и смотри (1985)

  • Режиссёр: Элем Климов
  • 18+

Этот фильм невозможно забыть. Фильм, который и не каждому под силу посмотреть. «Иди и смотри» — это не просто фильм о войне, это шокирующее изображение всей ужасной силы разрушений, которые она несёт с собой. Главный герой, молодой белорусский парень, сталкивается с чудовищными зверствами фашистов на оккупированной территории. Мы видим, как постепенно теряется его наивность, превращаясь в горькую, ужасную реальность.

Это настоящий антифашистский манифест, мощнейший и крайне жестокий. Режиссёр Элем Климов не сдерживает ужас в кадре, заставляя зрителя столкнуться с трагедией глазами мальчика, для которого война становится полной и неизбежной катастрофой

Это один из самых сильных и честных фильмов о Второй мировой. Но он не для всех — его жёсткость и мрачность могут стать настоящим испытанием для зрителей.

Белый тигр (2012)

  • Режиссёр: Карен Шахназаров
  • 12+

«Белый тигр» — это более современный фильм, который пытается соединить реальность войны с элементами мистики. В центре сюжета — советский танкист, который оказывается одержимым идеей поймать немецкий танк-призрак, известный как «Белый тигр». Этот фильм — о том, как война делает людей героями, а иногда и чудовищами.

Карен Шахназаров мастерски использует атмосферу загадочности, изображая этот «призрачный» танк как символ ужаса и неизбежности войны. Картинка фильма яркая, сдержанная, и глубокая. Однако, несмотря на интересный поворот сюжета, многие зрители могут найти фильм слегка затянутым. Мистика, хотя и служит интересным контекстом, порой затмевает основную тему войны. Но, безусловно, фильм оставляет сильное впечатление и заставляет задуматься о человеческой стойкости.

Фильм полегче, чем предыдущие два, смотрится с интересом, но его комбинация военной драмы и мистики не всегда воспринимается однозначно.

Летят журавли (1957)

  • Режиссёр: Михаил Калатозов
  • 12+

Классика отечественного кино, с романтическим сюжетом. «Летят журавли» — это один из самых известных советских фильмов, рассказывающих о войне через призму любви и потерь. Главные герои, Вероника и Борис, сталкиваются с трагической разлукой, когда Борис уходит на фронт. Война для них — это не только борьба за родину, но и личные трагедии.

Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский в своём фильме создают необычайно трогательную и эмоциональную картину. Однако, несмотря на все прелести сценария и потрясающую игру актёров, многие зрители могут посчитать фильм несколько сентиментальным, особенно в контексте жёсткой реальности войны. Слишком идеализированные образы главных героев иногда кажутся далёкими от реальности.

Восхождение (1976)

  • Режиссёр: Лариса Шепитько
  • 18+

Фильм погружает зрителя в психологический триллер о том, как люди ведут себя в условиях смертельной угрозы. Два партизана попадают в немецкий плен, и их моральный выбор становится центральной темой фильма. Лариса Шепитько, безусловно, показала мастерство в построении внутреннего конфликта, который ведёт к ужасным решениям.

Несмотря на сильную драму, «Восхождение» не такой динамичный, как привык современный зритель. Это фильм не о действиях, а о внутренних переживаниях. Но для тех, кто ценит глубокий психологизм и философскую составляющую, фильм откроет новые горизонты в понимании человеческой природы в экстремальных условиях.

Т-34 (2018)

  • Режиссёр: Алексей Сидоров
  • 12+

Не знаем, почему прокатчики решили включить этот фильм в ретроспективу, но факт остаётся фактом. «Т-34» — это блокбастер, который сочетает в себе элементы военной драмы и экшен-фильма. История о советских танкистах, которые совершают дерзкий побег из немецкого плена на танке Т-34, наполнена адреналином и зрелищными сценами. Этот фильм отсылает к героическим страницам Второй мировой войны, но делает это с большой долей развлекательного элемента. Снят он по мотивам реальной истории героического экипажа, но картинка тут, конечно, современная. По сути, «Т-34» — это зрелищное кино с хорошими боевыми сценами и визуальными эффектами. Однако, как это часто бывает с подобными фильмами, он не обходит стороной некоторые стереотипы и упрощает военные реалии ради развлекательности. Для зрителей, которые ищут в фильме правду о войне, «Т-34» может показаться слишком поверхностным. Но для того, чтобы просто насладиться историей о храбрости, это идеальный выбор. Подойдёт и для семейного просмотра.

Праведник (2023)

  • Режиссёр: Сергей Урсуляк
  • 16+

Совсем современный фильм, но в ретропоказ он тоже включён. Но и кино более, чем достойное для современного. Тонкий, искренний. Немножко со штампами и очень красивый, но он о бесконечной силе.

«Праведник» — это драмеди, фильм основан на реальных событиях, и рассказывает о человеке, который спасал евреев во время Холокоста. Его действия, скрытые от всех, показывают величие человеческого духа в условиях морального выбора и внутреннего конфликта. Это фильм о человечности в условиях жестокой войны, где часто оказываются на грани те, кто решается поступать по совести.

Сергей Урсуляк сделал акцент на персонаже, который не ищет признания, а просто делает правильный выбор, что придаёт фильму некую тонкость и искренность. Однако некоторая предсказуемость в развитии сюжета может разочаровать тех, кто предпочитает более сложные и многослойные истории. Тем не менее, фильм точно найдёт отклик у зрителей, которым интересны военные драмы с моральным подтекстом.

Проверка на дорогах (1971)

  • Режиссёр: Александр Герман
  • 16+

«Проверка на дорогах» — это картина, которую критики часто называют одним из самых сильных советских фильмов о войне, снятым в рамках жанра военной драмы. Фокус здесь – на моральном выборе людей, с которым людям приходится сталкиваться на фронте. История рассказывает о судьбе двух офицеров, которые во время Великой Отечественной войны должны проверить на честность местного жителя, ставшего свидетелем военных преступлений.

Режиссёр Александр Герман мастерски передаёт трагизм ситуации, заставляя зрителя сомневаться в правомерности действий героев, а также в рамках обычной человеческой морали, подвергаемой войной жестоким испытаниям. Тёмные, мрачные кадры и рефлексия главных персонажей делают этот фильм не таким динамичным, как многие военные драмы, но значительно более глубоким. Однако для зрителей, привыкших к динамичному повествованию, он может показаться затянутым.

Солдаты (1956)

  • Режиссёр: Александр Иванов
  • 12+

«Солдаты» — это фильм о простых людях, оказавшихся на фронте в годы Великой Отечественной войны. Сюжет концентрируется на судьбах нескольких солдат, которые должны преодолеть свои собственные страхи и сомнения, чтобы победить врага и выполнить свою задачу. Несмотря на некоторые клише, типичные для советского кино «Солдаты» всё равно оставляют положительное впечатление благодаря своей простоте и искренности.

«Солдаты» — это фильм для поклонников классических военных картин, которые ищут идеализированную, но душевную картину войны. Подходит для семейного просмотра.

Двадцать дней без войны (1976)

  • Режиссёр: Александр Герман
  • 12+

Александр Герман в «Двадцати днях без войны» размышляет о том, как война влияет на человека, отрывая его от нормальной жизни и превращая даже самых храбрых в обыденных существ, постоянно находящихся в состоянии ожидания. Фильм сосредоточен на фронтовом корреспонденте, который возвращается в мирную жизнь на 20 дней отпуска. Актёрский состав феноменальный: Юрий Никулин и Людмила Гурченко в главных ролях драматического кино по сценарию и Константина Симонова.

Белорусский вокзал (1970)

  • Режиссёр: Андрей Смирнов
  • 12+

«Белорусский вокзал» — это не просто фильм о войне, это фильм о переживаниях людей, которые возвращаются домой после неё. В центре сюжета — группа людей, прибывших на вокзал, каждый из которых пережил ужас войны. В фильме главную роль играет не столько сама война, сколько личные переживания людей, столкнувшихся с последствиями тех ужасов. Герои войны, которых играют Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин и Нина Ургант, встречаются на похоронах товарища. В последний раз перед этим они виделись на Белорусском вокзале, летом 1945. Они перебирают воспоминания и становятся одним из самых ярких символов послевоенного кино.

Освобождение: Последний штурм (1971)

  • Режиссёр: Юрий Озеров
  • 12+

Последняя часть эпической военной саги «Освобождение». Сюжет фокусируется на финальных этапах войны в Европе, в том числе на штурме Берлина, одном из самых драматичных и решающих моментов войны. Герои фильма, во главе с маршалом Жуковым, должны организовать последнее, решающее наступление на фашистский Берлин, что становится кульминацией всей войны для советской армии. Современному зрителю может быть сложновато его смотреть, но его отреставрировали, раскрасили и он получился чуть динамичнее. Однако, фильм заслуживает похвалы хотя бы за постановку батальных сцен, историческую точность и переданные ощущения героической мощи последних дней войны.

Фото обложки: Росфото